Мне дорого это здание на Куйбышева, 157

   Бывают в жизни такие истории, которые если положить в основу сценария для документального кино – народ будет шарахаться от неправдоподобности. И тем не менее.

                  *      *     *     *     *

«…В нашем мире, судьбосплетений, не счесть.
Мир тесен! Правда в этом, точно есть…»
   Мир тесен… Нередко мне приходится начинать статью с этой затёртой до дыр расхожей фразы. Выражение «Мир тесен» стало цитироваться у нас как фраза Колумба. Колумб доказал, что мир тесен в географическом смысле, или так, в логистическом смысле.

Моё увлечение судомоделизмом. 1960-е годы. 

   Вот такая преамбула к моему любопытному рассказу, в котором история переплетается с географией.

                  *      *     *     *     *

   Два дня назад, в четверг в военно-историческом музее ПУрВО, красивом здании на углу улиц Рабочей и Куйбышева, что напротив памятника Чапаеву и драмтеатра состоялось  мероприятие посвященное 60-летию победы куйбышевского СКА в чемпионате РСФСР и завоевания путёвки в класс «А» (высшую лигу). Место встречи выбирал человек, с которым я познакомился совсем недавно, но он оказался не только хоккейным болельщиком с 60-летним стажем, но и … (ОПАНЬКИ!) заслуженным конструктором России. Именно он — Александр Иванов — и «навёл» всё наше активное хоккейное сообщество  приближённое к куйбышевскому СКА на военный музей, где директором его хороший знакомый.

   Надо же, но красивое двухэтажное здание на Куйбышева, 157 мне дорого… Почему, чуть позже рассказ. А сейчас немного исторического экскурса в дореволюционную Самару. Нарыл в инете.

   Улица Куйбышева — это, без преувеличения, главная улица исторической части нашего города. Она остается центром художественной и культурной жизни Самары. Здесь находится много построек, сохранившихся с XIX века, объектов культурного наследия. Главная улица старой части города  носила название  Дворянская вплоть до 1917 года. В 1917 году улицу переименовалив  в Керенскую, а  1 мая 1918 года вновь переименовали и она стала Советской, 28 февраля 1925 г. – стала улицей Куйбышева. Последнее по нумерации (№ 157) здание на улице Куйбышева    Примечательно угловое (с улицей Рабочей) расположение  здания-особняка. Оно в  в стиле модерн построено по проекту Дмитрия  Вернера. Проект особняка выполнен автором в 1911 году, строительство же завершилось в 1914 году. Хозяевами здания стало «Общественное собрание служащих казенных и общественных организаций».

                  *      *     *     *     *

   Директор военно-исторический музей Приволжско-Уральского военного округа (ПУРВО) Иван Хомин гордится тем, что вот уже 46 лет в здании-особняке На Куйбышева, 157 располагается  одна из жемчужин Самары.  Здесь собрано и бережно хранится более 12 тысяч экспонатов, многие из которых уникальны.

Музей ПУрВО.

   Более внимательно просматриваю историю здания-особняка, и,  всё-таки, нахожу такую информацию: в здании на Куйбышева, 157  располагался областной комитет ДОСААФ. Насколько правильно соответствует информация истине, утверждать не могу. Знаю точно, что в 60-е годы в здании особняке распогалалась на втором этаже кружок судомоделистов, а на третьем этаже – кружок авиамоделистов. Именно так!

   Судомоделирование — это состояние души, мечта о реке и море  и любовь к пароходам и кораблям. Мои родители были речниками, плавала на пассажирских пароходах по Волге. И по этой причине я потихоньку начал заниматься изготовлением различных моделей  кораблей, судов и других плавсредств. Но лишь в кружке под началом опытного преподавателя можно было умело сделать копию реально существующего (или существовавшего)  корабля или судна, оснащенного  аппаратурой дистанционного управления по радио, способные выполнять на воде многие команды. В кружок я записался будучи учеником 8-го класса (в 1967 году) и занимался в нём года два, не больше. Я помню своего преподавателя, им был Владимир Иванович, человек который вкладывал в нас душу, знания и умения.  Моделизм требует большого объема ручной работы. Инструменты и материалы для моделирования преподаватель умел всегда откуда-то доставать. Наша задача была корпеть над речными или морскими «шедеврами».  А такое по силам лишь немногим одиночкам.  

Судомодельный спорт и болельщики. 1960-е годы.

  Выступал по итогам первого года  учёбы в кружке  в областных соревнованиях и даже занял второе место, которое мне не дало путёвку на республиканские состязания. Конечно, расстроился. Думал, подтяну свои навыки в судомоделизме, сделаю что-более интересное и конкурентноспособное, но  увы… у меня были ещё и другие увлечения по линии спорта. Они, скорее всего, перевесили. И потихоньку угасло моё влечение к мини-кораблям и к мини-пароходам. Не сохранилось в моём архиве ни одной фотографии или другого документа, которые бы подтвердилй мой интерес к судомоделизму. Но память сохранила отдельные эпизоды творческой работы в красивом доме-особняке на Куйбышева, 157. Мы дружили с ребятами из кружка авиамоделистов. Поднимались вверх по небольшой лестнице на третий этаж, а затем, бывало, проходили на крышу здания рядом с куполом и любовались красавицей Волгой, парком «Струкачи».

                 *      *     *     *     *

   В четверг 27 мая с.г. я был гостем военно-исторического музея ПУрВО, в здании, в котором я в 60-е годы занимался техническим творчеством. Ходил по просторным залам музея…  а самого тянуло спросить разрешение у директора музея подняться на крышу и снова как в молодые годы посмотреть на красавицу-реку Волгу, похорошевский парк имени Горького. Подумал… отложить свой возможный поход на крышу особняка на следующий раз. Если, конечно, разрешит директор.

   Евгений Мозолевский. 29 мая 2021 г.